Проблемы первоклассников. Часть 2 — Ребенок устал учиться

Янв 13 2013 Опубликовал в Нескучная школа

Ребенок устал учитьсяВ конце второй четверти или в третьей, первоклассники заметно устают учиться и их глаза блестят уже меньше. При утренних сборах в школу все чаще можно услышать следующие фразы:

- Не хочу в школу! Я устал учиться!

- Мам, а ты всегда хотела идти в школу? А почему?

- А давай я сегодня не пойду в школу, а ты на работу?

Налицо психологическая усталость.

Законодательно установлено, что в первом классе оценки не выставляются. Однако, перед Новым годом, во многих школах началась волна контрольных работ. Да-да, настоящих контрольных с оценками в тетрадях и даже в дневниках. Дочь приходит и рассказывает «статистику»: столько-то учеников получили за работу «5», столько-то «4», а остальные вообще ничего не знают и получили «3».

 

А детским нервам практически все равно, «5» ребенок получил или «3». Да, от пятерки сначала испытывается радость. Зато потом возможны внутренние напряжения, по своей силе гораздо превосходящие расстройства от тройки. Ведь от такого ребенка и родители,  и учитель будут опять ожидать «5», и, самое обидное, за «4» могут уже и пожурить. Так формируется боязнь не оправдать надежды. Нервы первоклассников работают «на пределе» и выматывают своих хозяев. Дети устают учиться.

 

Осознав, что происходит, я призвала на помощь литературу по детской психологии. Многое перечитала, что-то понравилось, что-то явно «не мое». В итоге было сформулировано следующее правило:

 

«Воскресенье – день отдыха»

 

Дочь учится 5 дней в неделю и мы с ней договорились соблюдать следующую схему:

-  все будни, включая вечер пятницы, делаем уроки;

- в субботу самостоятельно, не по школьной программе, занимаемся чтением и письмом,  чтобы потом среди недели было проще и быстрее выполнять домашние задания;

- а в воскресенье… воскресенье — это выходной и я от нее ничего не требую.

 

Конечно, целый день безделья это не выход и план действий у нас все равно будет. Но только приятных действий. Кстати, приятные занятия – вполне могут быть развивающими, например:

- поход в музей, театр;

- посещение катка;

- лыжная прогулка;

- шахматный турнир с папой;

- рукоделие с мамой;

- решение серии занимательных заданий;

- детские поделки;

- разгадывание детских кроссвордов или загадок;

- «работа за компьютером» — обучение рисованию, пользованию MS Office, познавательные игры для учеников начальной школы.

 

Задумка работает у нас хорошо, но есть одно большое НО… Воскресенья так редко бывают! Это для нас с вами, взрослых, время летит с огромной скоростью и вроде бы только вчера был новый год, а вот уже пора опять покупать подарки от имени Деда мороза. Но совсем по-другому время идет в детстве. Я прекрасно помню свои мысли когда в начале недели мне говорили, что какое-то событие будет в четверг или субботу — «этого еще Т-А-А-А-К долго ждать.  Пожалуй,  и думать об  этом еще рано».

 

Так появилось на свет второе правило:

 

«30 минут самостоятельности»

 

Пусть немного, всего 30 минут или один час, но зато КАЖДЫЙ день ребенок должен иметь свободное время. Законное свободное время — когда на него не ворчат, не одергивают, не ждут от него никакой полезной (на взгляд родителей) деятельности. И в это время можно все, ну или практически все, что не является опасным для здоровья. 30 минут абсолютной свободы. За это время ребенок сможет частично самовосстановиться и будет готов продолжать выполнять ваши ожидания и требования.

 

И правило это родилось не на пустом месте. Проанализируйте свои желания и потребности. Вам самим разве не хочется иногда спрятаться ото всех, пусть даже самых близких и любимых? Сделать что-то для себя? Побаловать себя любимым занятием и не чувствовать себя никому должным Просто побыть одному?

 

А еще хорошо бы конкретно обговорить временные рамки «30 минут самостоятельности» и даже заводить будильник или запрограммировать включение на музыкальном центре определенной музыки.

 

Попробуйте ввести эти правила в своей семье, и тогда наверняка в вашей речи будет меньше фраз типа:
- мой сын устал учиться;
- школьная усталость;
- как же нам пережить эту четверть…

 

 

Если информация из статьи вам пригодилась или у вас есть свой опыт решения вопроса, напишите, пожалуйста, это в комментариях.
 

Если статья понравилась – поделитесь ссылкой с друзьями!

Понравилась статья? Расскажи друзьям:

3 ответов до сих пор

  • Нам 30 минут отдыха маловато. Но то, что учится ей уже не интересно чувствуется. Одно радует нас всех, скоро каникулы!

  • елена:

    А вот как бороться с Ленью всепоглощающей? и всёпоглощающей?

    • Ника Логос:

      О, это интересный вопрос. Думаю стоит покопаться в причине лени, возможно под ней прячется страх, отсутствие интереса, нерешительность, неприязнь чего-то и т.п. Для нашей семьи самое привычное решение — устроить соревнования, желательно шуточные и веселые. В процессе игровых соревнований дела обычно продвигаются быстрее.

Добавить комментарий