Дети вас не слышат? Приходится по сто раз повторять элементарные на ваш взгляд вещи:
— что сложить в портфель,
— что взять с собой на спортивную секцию,
— как собраться в поездку на дачу,
— что надо сделать сегодня по дому (уборка своей комнаты и т.п.).
Как научить ребенка слушать? Как научить ребенка самостоятельности, если у вас рассеянный ребенок?
Предварительная помощь
- Проверьте, что когда вы обращаетесь к ребенку, он действительно вас слышит, говорите, глядя ему в глаза, хорошо присесть к нему на корточки.
- Если пора прервать какое-либо увлекательное для ребенка занятие, не делайте это резко. Предупреждайте ребенка о смене деятельности заранее, чтобы он успел настроиться.
- Просите, а не приказывайте, требования, как правило игнорируются чаще. Беседуя с ребенком и задавая наводящие вопросы, учите его принимать самостоятельные решения. Действуйте по методу Сократа.
- Придумайте с ребенком алгоритм регулярно повторяющихся действий, напишите или нарисуйте его и вывесите на видном месте. Здесь может отлично помочь фотоколлаж на нужную тему, сделанный руками самого ребенка.
Практические тренировки
- Договоритесь с ребенком, что свои просьбы вы повторяете максимум два раза. Третье повторение просьбы приведет к каким-либо неприятным для него последствиям, только обязательно сразу обговорите к каким именно.
Напоминайте ему о вашем договоре: «Я второй раз прошу, сделай…». Если реакции не последовало, то, например, говорим так: «Третий раз просьбу я не повторяю, мы договорились. Ты меня не услышал, теперь я целый час не слушаю тебя!». И перестаете реагировать на ребенка, как будто его нет.
Вводя это правило, будьте готовы исполнять его всегда. Непоследовательность – источник конфликтов. Детям необходимо постоянство и четкая связь между причиной и следствием, поступком и наказанием.
- Позволяйте ребенку иногда ошибаться и забывать. Например, обговорите, что он сам решает, что одеть на улицу и вы в это не вмешиваетесь. Можно только подсказать тепло или холодно. Выбрав удобное время (каникулы, выходные, т.е. когда нет спешки) – воплощайте в жизнь. Наберитесь терпения и не подсказывайте, наоборот, приободряйте: «У тебя получится». Возможно, ребенок будете выходить на улицу в тапочках или без куртки в ветреную погоду, тогда придется возвращаться и переодеваться, но только после того, как он сам осознает, что что-то забыл. Так мы моделируем контролируемый процесс получения ребенком навыка.
- Подкрепляйте свои просьбы действиями. Предупредив ребенка, что через 5 минут пора идти домой, потом просто говорите ему «5 минут прошло, я пошла домой, догоняй» и уходите, давая возможность ребенку догнать вас и пойти рядом.
Немного философии
- Проанализируйте, может поведение ребенка направлено на получение вашего внимания, а другого способа он просто не смог придумать?
- Подумайте, нужные ли ребенку вещи вы говорите? Может можно существенно сократить количество ваших просьб?
- Требуя внимания и уважения к своим словам, в свою очередь старайтесь быть внимательными к мнению ребенка.
Вы научили ребенка слушать вас? Есть что добавить? Не жадничайте, поделитесь вашим опытом!