Ребенок — лидер по характеру выделяется уже в детской песочнице. Он смел и уверен. Он руководит. В этом же возрасте определяются и аутсайдеры – чаще скромные и застенчивые дети. Как из аутсайдера воспитать лидера? Что для этого надо сделать?
Первым этапом должен стать вывод ребенка из положения аутсайдера, т.е. выравнивание его поведения до нормы. Под нормой в данном случае будем понимать ребенка, который не имеет особых проблем в общении, но и не является лидером, так называемый среднестатистический психически и физически здоровый ребенок.
Методично и терпеливо, постоянно подбадривая ребенка, родителям придется проводить мероприятия, направленные на исправление отрицательных черт характера. Определим основной круг задач:
Исправляем | Желаемый результат | |
Что? | Как? | |
Болезненность | — лечение- закаливание- здоровый образ жизни | — выносливость- активность |
Физическая неразвитость | — укрепление мышц- занятия спортом | — сила- уверенность |
Замкнутость | — расширение словарного запаса- коммуникативные тренировки | — общительность- умение выступать на публике |
Страхи, тревожность | — любить, обнимать и целовать «просто так», а не в награду за что-то | — уверенность в абсолютной любви родителей |
Неуверенность в своих силах | — ведем журнал успеха- формируем профессионала- организуем положительныйопыт внедрения своих идей- опыт победы на конкурсах- опыт преодоления препятствий | — уверенность- чувство значимости- смелость |
— обучаем умению проигрывать- учимся доводить начатое дело до конца | — спокойствие- настойчивость | |
— обсуждаем семейные дела с ребенком- спрашиваем мнения ребенка- определяем области жизни ребенка, в которых делает выбор он сам (что одеть, когда заниматься и т.п.)- последовательно расширяем эти области | — умение принимать решения |
Все мероприятия достаточно очевидны, давайте подробнее остановимся на пункте «формируем профессионала». Процесс его исполнения заключается в определении интересной для ребенка области деятельности и углублении его знаний и умений в ней. Важно на этом этапе найти деятельность, которая доставляет ребенку настоящее удовольствие. Тогда появится область, в которой ребенок чувствует свою силу, уверен в себе. Это с одной стороны помогает ему поверить в себя, а с другой – получить признание товарищей. Таким образом, рождается лидер, пусть даже в одной области, но ведь полученное уважение и признание сверстников будет распространяться и на другие сферы жизни ребенка.
Схематическую таблицу, составленную выше, можно использовать как подсказку, распечатать и регулярно сверяться с ней, задавая себе вопрос: «А с чем сегодня мы поработали? Что улучшили?». Так ни одна из сфер не останется забытой. И нельзя забывать, что требовать изменения поведения от аутсайдера, как правило, бесполезно. Здесь нужно мягко, но настойчиво и последовательно менять чувства и мироощущения ребенка, черты его характера.
PS. Изучите своего ребенка, возможно, ему спокойнее и комфортнее быть ведомым. В таком случае ваша задача — помочь ему стать интересной личностью, уверенным профессионалом в своем деле и тогда лидеры-руководители будут «драться» за него между собой.